С 2005 г. МОУ «Лицей участвует в совместном проекте градообразующего предприятия ОАО «Апатит» и отдела образования администрации г. Кировска по реализации социального заказа и осуществления подготовки резерва инженерно-технических работников для ОАО «Апатит» - «Апатит-класс».
При выборе нашего учреждения для апробации программы был учтен имеющийся опыт совместной работы педагогических коллективов лицея и Хибинского технического колледжа по экспериментальной проверке программы «Интеграция и дифференциация образовательных систем в условиях непрерывного многоуровневого профессионального образования» деятельность в рамках реализации Федерального эксперимента «Колледж малого города».
Формирование «Апатит-класса» осуществлялось с целью создания для учащихся, нацеленных на получение в дальнейшем образования в области горного, химического производства и заинтересованных в получении рабочих мест в ОАО «Апатит»», оптимальных условий для получения среднего (полного) и системной профориентации. Таким образом, Лицей получил социальный заказ, который перестал быть по преимуществу заказом со стороны государства, а представлял собой сумму частных интересов семей и предприятия, тем самым была обозначена проблема: существующая система подготовки старшеклассников в ОУ города не в полной мере предоставляет возможности для построения профессиональной карьеры в родном городе и в соответствии с целями обновления образования необходим поиск возможностей (путей) расширения круга личностно-значимых для старших школьников проблем для достижения целей образования.
Проектирование и организация пространства
образовательной среды «Апатит-класс».
ПРОБЛЕМА
Поиск возможностей (путей) расширения круга личностно-значимых для старших школьников проблем для достижения целей образования, для построения дальнейшей профессиональной карьеры в родном городе.
ЦЕЛЬ
Построение образовательного процесса через создание пространства образовательной среды (стимуляцию активности, не исключая требования) профильного обучения; расширения пространства образовательной среды.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обеспечит:
• Установление равного доступа к полноценному среднему образованию, отвечающему потребностям и способностям разных категорий обучающихся и учитывающему социально-экономические тенденции развития региона.
• Достижение степени продуктивности развития потребностей в освоении социокультурного опыта, необходимой для развития способности осознавать, контролировать и оценивать свой изменяющийся личностный и групповой рейтинг.
• Построение выпускниками профессиональной карьеры с учетом перспектив социально-экономического развития, трудоустройства и занятости населения в условиях малого города.
ЗАДАЧИ
• Разработать и апробировать различные модели пространства образовательной среды профильного обучения на основе социального заказа семей и градообразующего предприятия.
• Определить эффективные пути, способы освоения обучающимися пространства образовательной среды, методы и инструментарий включения старших школьников в освоение образовательной среды.
• Изучить возможности градообразующего предприятия с позиции проектирования пространства образовательной среды профильного обучения для организации социальной практики, профессиональной пробы, исследовательской деятельности.
• Развитие ресурсного обеспечения пространства образовательной среды (кадровое, материально-техническое, финансовое, методическое).
• Подготовить методические рекомендации по проведению элективных, профессионально-ориентационных курсов, в том числе разработки занятий, организации профессиональных проб.
Модель пространства образовательной среды «Апатит-класса»
На стыке пересечения подпространств образуется внутренне формируемое отдельное личностью индивидуальное образовательное пространство, становление и развитие которого отражает суть личностно-ориентированной концепции образования.
Организация профориентационной работы в пространстве класса представляется нами не как формирование профессиональных навыков (о чем говорилось выше), а как соотнесение личных индивидуальных способностей с потребностями в продолжении профессиональной карьеры.
Множество видов деятельности, заложенных в каждом подпространстве является необходимым условием для возникновения у обучающихся различных типов требований, предъявляемых к их работе и как следствие умения действовать в режиме пробы и в режиме исполнения.
Подпространство познания | Подпространство опыта (обретение умений) | Подпространство представления опыта | |
Базовые предметы Профильные предметы Элективные курсы Оценочные и ориентировочные знания (профессионально-ориентированные спецкурсы) Содержание воспитательной работы | Базовые предметы
| Опыта познания Опыта обретения умений | Олимпиады Конкурсы Турниры Семинары Защита проектов Творческие работы «Портфолио» Стенды социальной практики Научно-практические конференции |
Все ПОС представляет собой сочетание и взаимопереходы компонентов из одного в другое подпространство. Пространство становится поляризированным, тем самым создаются условия для возникновения у ребят представления о различных типах требований, предъявляемых к их работе. Переходы между различными видами деятельности создают условия и для развития у ребят способности соотносить поставленную цель с полученным результатом, строить свою деятельность в соответствии с собственными возможностями (см. на кругах), поэтому индивидуальное образовательное пространство у каждого будет свое.