Участие в проектах
С 2005 г. МОУ «Лицей участвует в совместном проекте градообразующего предприятия ОАО «Апатит» и отдела образования администрации г. Кировска по реализации социального заказа и осуществления подготовки резерва инженерно-технических работников для ОАО «Апатит» - «Апатит-класс». При выборе нашего учреждения для апробации программы был учтен имеющийся опыт совместной работы педагогических коллективов лицея и Хибинского технического колледжа по экспериментальной проверке программы «Интеграция и дифференциация образовательных систем в условиях непрерывного многоуровневого профессионального образования» деятельность в рамках реализации Федерального эксперимента «Колледж малого города». Формирование «Апатит-класса» осуществлялось с целью создания для учащихся, нацеленных на получение в дальнейшем образования в области горного, химического производства и заинтересованных в получении рабочих мест в ОАО «Апатит»», оптимальных условий для получения среднего (полного) и системной профориентации. Таким образом, Лицей получил социальный заказ, который перестал быть по преимуществу заказом со стороны государства, а представлял собой сумму частных интересов семей и предприятия, тем самым была обозначена проблема: существующая система подготовки старшеклассников в ОУ города не в полной мере предоставляет возможности для построения профессиональной карьеры в родном городе и в соответствии с целями обновления образования необходим поиск возможностей (путей) расширения круга личностно-значимых для старших школьников проблем для достижения целей образования. Проектирование и организация пространства образовательной среды «Апатит-класс». ПРОБЛЕМА Поиск возможностей (путей) расширения круга личностно-значимых для старших школьников проблем для достижения целей образования, для построения дальнейшей профессиональной карьеры в родном городе. ЦЕЛЬ Построение образовательного процесса через создание пространства образовательной среды (стимуляцию активности, не исключая требования) профильного обучения; расширения пространства образовательной среды. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Обеспечит: • Установление равного доступа к полноценному среднему образованию, отвечающему потребностям и способностям разных категорий обучающихся и учитывающему социально-экономические тенденции развития региона. • Достижение степени продуктивности развития потребностей в освоении социокультурного опыта, необходимой для развития способности осознавать, контролировать и оценивать свой изменяющийся личностный и групповой рейтинг. • Построение выпускниками профессиональной карьеры с учетом перспектив социально-экономического развития, трудоустройства и занятости населения в условиях малого города. ЗАДАЧИ • Разработать и апробировать различные модели пространства образовательной среды профильного обучения на основе социального заказа семей и градообразующего предприятия. • Определить эффективные пути, способы освоения обучающимися пространства образовательной среды, методы и инструментарий включения старших школьников в освоение образовательной среды. • Изучить возможности градообразующего предприятия с позиции проектирования пространства образовательной среды профильного обучения для организации социальной практики, профессиональной пробы, исследовательской деятельности. • Развитие ресурсного обеспечения пространства образовательной среды (кадровое, материально-техническое, финансовое, методическое). • Подготовить методические рекомендации по проведению элективных, профессионально-ориентационных курсов, в том числе разработки занятий, организации профессиональных проб. Модель пространства образовательной среды «Апатит-класса» Пространство (комплекс условий), которое помогает старшим школьникам развивать разнообразные потребности в освоении социокультурного опыта и способности осознавать, контролировать и оценивать свой изменяющийся личностный и групповой рейтинг. А содержание личностного развития ученика (потребности, способности) должно находиться в полном соответствии с основными компонентами содержания образования как отражение социокультурного опыта (познавательный опыт, опыт обретения умения, опыт эмоционально-ценностных отношений). Для реализации проектирования ПОС (исходя из модели) было выделено несколько подпространств. ПОС класса вмещает в себя различные по объему подпространства. На рисунке представлена связь подпространств образовательной среды с помощью кругов Эйлера (данный способ представления отношений между понятиями является традиционным в логике. Несовместимые друг с другом понятия характеризуются непересекающимися кругами). На стыке пересечения подпространств образуется внутренне формируемое отдельное личностью индивидуальное образовательное пространство, становление и развитие которого отражает суть личностно-ориентированной концепции образования. Организация профориентационной работы в пространстве класса представляется нами не как формирование профессиональных навыков (о чем говорилось выше), а как соотнесение личных индивидуальных способностей с потребностями в продолжении профессиональной карьеры. Множество видов деятельности, заложенных в каждом подпространстве является необходимым условием для возникновения у обучающихся различных типов требований, предъявляемых к их работе и как следствие умения действовать в режиме пробы и в режиме исполнения. Содержательное наполнение подпространств
Подпространство познания | Подпространство опыта (обретение умений) | Подпространство представления опыта | Базовые предметы Профильные предметы Элективные курсы Оценочные и ориентировочные знания (профессионально-ориентированные спецкурсы) Содержание воспитательной работы | Базовые предметы Профильные предметы Элективные курсы Профессионально-ориентированные спецкурсы Система воспитательной работы Социальная практика Профессиональные пробы (соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми к проф. деятельности). | Опыта познания Опыта обретения умений | Олимпиады Конкурсы Турниры Семинары Защита проектов Творческие работы «Портфолио» Стенды социальной практики Научно-практические конференции | Все ПОС представляет собой сочетание и взаимопереходы компонентов из одного в другое подпространство. Пространство становится поляризированным, тем самым создаются условия для возникновения у ребят представления о различных типах требований, предъявляемых к их работе. Переходы между различными видами деятельности создают условия и для развития у ребят способности соотносить поставленную цель с полученным результатом, строить свою деятельность в соответствии с собственными возможностями (см. на кругах), поэтому индивидуальное образовательное пространство у каждого будет свое. |